КГАУДО СШОР по плаванию. Петропавловск-Камчатский КГАУДО СШОР по плаванию. Петропавловск-Камчатский
Краевое государственное автономное учреждение дополнительного образования
Спортивная школа олимпийского резерва по плаванию
Петропавловск-Камчатский, проспект Победы, 6
8 (4152) 29-59-29

Особенности методики начального обучения плаванию

В.С. Васильев (1989) отмечает, что умение плавать относится к числу жизненно необходимых навыков. Плавание представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений (Л.П. Макаренко, 1988).

Человек рождается со способностью ходить, но плавать необходимо учиться. Процесс обучения в плавании, как и в любой другой науке, совершенствовался по мере развития общества (Ю.Ф. Курамшин, В.М. Поповский, 1987). Основное правило в педагогике: идти от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному (Л.П. Макаренко, 2000). Это правило соблюдается и при обучении детей плаванию, учитывая все анатомо-физиологические и психологические особенности ребенка.

Дети младшего школьного возраста находятся на начальном этапе обучения. По методике начальное обучение плаванию делится на несколько этапов. Первый – приобщение к воде; подготовительные упражнения в воде (освоение дыхания, элементарных гребковых движений руками и ногами, скольжения, соскоков в воду); общеразвивающие и специальные физические упражнения на суше. Второй этап – разучивание техники плавания кролем на груди и на спине, спадов вперёд с низкого бортика, новых общеразвивающих и специальных упражнений пловца на суши. Третий этап – дальнейшее совершенствование навыка плавания кролем на груди и на спине, разучивание техники учебных стартов и поворотов, ознакомление с отдельными элементами техники плавания дельфином и брассом (см. Приложение №1, 2, 3).

Как в обучении, так и в тренировке ставились задачи изучения и совершенствования техники плавания, постепенного повышения уровня тренированности, закаливания и укрепления организма.

Детский возраст – время, когда формируется большинство физических качеств человека, закладывается основной фундамент разнообразных двигательных навыков, совершенствуется функциональные возможности организма. У детей в возрасте 7-9 лет преобладают процессы созревания тканей и органов при снижении интенсивности их роста. Заканчивается морфологическая дифферентация клеток коры головного мозга, печени, наблюдается усиленное развитие скелетных мышц, умеренное нарастание размеров сердца (Л.К. Балясная, 1984).

Младший школьный возраст является весьма благоприятным для разучивания новых движений (В.С. Васильев, 1989). Примерно 90% общего объема двигательных навыков, приобретаемых в течение всей жизни человека, осваивается в возрасте от 6 до 12 лет. Поэтому разучивание большего количества новых разнообразных движений является основным требованием к содержанию физической подготовки детей этого возраста. Н.И. Петров (1978) отмечает, чем больше разнообразных движений будет освоено в этот период, тем лучше в дальнейшем будут осваиваться сложные технические элементы. Очень важно не упустить этот благоприятный для развития двигательных умений и навыков период, так как впоследствии на их ускорение придется затратить значительно больше времени и усилий. Так, обучить технике плавания в возрасте 7-9 лет значительно легче, чем в 17-19 лет и старше. В ходе обучения движениям дети накапливают определенный двигательный опыт, что облегчает процесс овладения новыми, более сложными умениями и навыками (В.С. Васильев, 1989).

Н.И. Петров (1978) указывает на то, что развитие физических качеств – одна из важнейших задач физической подготовки. В обучении плаванию это касается быстроты, ловкости, выносливости, силы и гибкости.

Учитывая анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста рекомендуется больше внимания уделять воспитанию ловкости, координации движений и быстроты (Н.И. Петров, 1978). К воспитанию силы и выносливости следует подходить осторожно, но надо воспитывать и эти качества, так как они необходимы для выполнения элементарных двигательных действий: ходьбы, бега, прыжков, метаний и т.д (В.С. Васильев, 1989). В развитии выносливости главной задачей является способствовать повышению аэробных возможностей организма детей и на этой основе обеспечить рост общей выносливости к двигательной деятельности, вовлекая в активную работу все органы и системы (З.П. Фирсов. 1988).

Пластичность нервной системы у детей создает большие возможности для воспитания ловкости, как способности быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. В процессе подвижных игр непрерывно и внезапно изменяются условия, играющим приходится в кратчайшее время решать двигательные задачи. Наряду с подвижными играми все упражнения, выполняемые в разнообразных, неожиданно меняющихся условиях, являются ценным средством воспитания ловкости у детей младшего школьного возраста. Большая подвижность нервных процессов благоприятствует развитию быстроты (Е.Н. Вавилова, 1986).

Гибкость – это способность человека выполнять движения с большой амплитудой, и определяется это качество уровнем подвижности в суставах. Гибкость у младших школьников следует поддерживать (З.П. Фирсов. 1988) в оптимальных переделах с тем, чтобы её показатели не снижались по мере естественного возрастного уменьшения эластичности тканей и увеличения мышечной массы. Подвижность в суставах имеет большое значение в обучение плаванием (В.С. Васильев, 1986).

У детей младшего школьного возраста при слабости мышц спины, шей, живота нередко формируется плохая осанка (В.К. Велитченко, 1986). Поэтому большое значение приобретают упражнения, укрепляющие эти группы мышц, а также специальные упражнения, направленные на развитие силы мышц. Во время плавания ребенок преодолевает значительное сопротивление воды, постоянно тренирует все мышечные группы, радикально способствуя устранению различных дефектов осанки и ликвидации плоскостопия. При плавании спортивными способами выполняются движения с большой амплитудой, с участием крупных мышечных групп и, как уже отмечалось, при значительном сопротивлении воды (З.П. Фирсов, 1988).

Таким образом, систематическое выполнение упражнений в воде развивает координацию и точность движений, гибкость и силу, а преодоление в ускоренном темпе вначале небольших отрезков, а затем, по мере подготовленности, средних и длинных дистанций способствует развитию быстроты и выносливости (Е.Н. Вавилова, 1988).

Общая физическая подготовка (ОФП) является необходимым звеном спортивной тренировки пловца (Л.П. Макаренко, 2000). Она решает следующие задачи:

- укрепление здоровья;

- развитие и совершенствование силы, гибкости, быстроты, выносливости и ловкости;

- расширение круга двигательных навыков и повышение функциональных возможностей организма, использование физических упражнений с целью активного отдыха и профилактического лечения.

Основными средствами ОФП являются физические упражнения, которые выполняются на суше (В.И. Кубышкин, 1988).

Изучение и анализ научно-методической литературы, связанной с темой данного исследования осуществлялись по следующим направлениям: плавание в системе физического воспитания, оздоровление детей средствами плавания, влияние занятий плаванием на сердечно-сосудистую, дыхательную систему, опорно-двигательный аппарат.

Педагогическое наблюдение использовалось с целью определения характера и величины нагрузок для детей младшего школьного возраста.

Для определения физического состояния использовались показатели: длина тела (см), вес тела (кг), окружность грудной клетки (см), жизненная емкость легких (л), бег 3х10м (сек), сед из положения лёжа (30 сек), прыжок в длину с места (см), наклон туловища вперёд (см).

Педагогический эксперимент проводился в естественных условиях учебно-тренировочного процесса в течение 6 месяцев. Методом случайной выборки были сформированы две группы (контрольная и экспериментальная) которые на начало эксперимента не имели достоверных различий по основным исследуемым показателям.

Для обработки полученного в ходе исследования материала используются методы математической статистики, включающие в себя вычисления средней арифметической (М), ошибки среднего арифметического (± m).

Достоверность полученных результатов сравнивается по критерию Стьюдента. Достоверность определяется для уровня значимости Р = 0,05 (Б.А. Ашмарин, 1978).

Статистический метод с оценкой полученных результатов в средних

величинах по Стьюденту:

             S V

М = ---------------

             n

где М – средняя арифметическая,

S - сумма,

n – Число детей в группе,

V – Каждое значение показателей

        Vmax - Vmin

δ = --------------

               K

где δ – среднее квадратическое отклонение,

К – коэффициент, определяющийся по таблице.

              δ

m = ----------

         Ö n – 1

где m – ошибка среднего арифметического

           M1 – M2

t = ----------------

        Öm12 + m22

где t – критерий Стьюдента.

Организация исследования

В течение трёх лет изучались показатели физического развития, физической подготовленности детей младшего школьного возраста. Всего было обследовано 20 мальчиков, 10 девочек младшего школьного возраста.

С ноября 2009 года по май 2010 года на базе плавательного бассейна в г. Петропавловске-Камчатском был проведён педагогический эксперимент. В нём приняли участие 10 девочек и 20 мальчиков 7 – 8 лет, зачисленные в группы начальной подготовки первого года обучения СДЮСШОР по плаванию.

Контрольная группа (КГ) и экспериментальная группа (ЭГ) насчитывали по 5 девочек и 10 мальчиков. Занятия в КГ проводились три раза в неделю по 45 минут на воде и один раз такой же продолжительностью на суше. В ЭК занятия проводились 3 раза в неделю по 15 минут на суши и 45 минут на воде, в последующие месяцы занятии проходили в глубоком бассейне, где температура воды значительно ниже. Кроме этого, в первый месяц занятий с детьми ЭГ проводились закаливающие водные процедуры в виде обливаний, обтираний и контрастного душа.

Анализ посещаемости занятий детьми КГ и ЭГ представлен (таблица 1). Цифровые значения, приведенные в таблице, свидетельствуют о количестве пропущенных занятий, выраженные в процентном отношении к общему количеству занятий за отдельно рассмотренный период. Как видно из таблицы, на протяжении всего исследуемого периода занятий, количество занятий, пропущенных в связи с простудными заболеваниями в ЭГ как у девочек, так и у мальчиков значительно ниже, чем у детей КГ, причем через 9 месяцев занятий эта разница наиболее ощутима.

Динамика показателей уровня физического здоровья детей КГ и ЭГ представлена на рисунках 1 и 2 (см. Приложение №4). Исходное тестирование, проведенное в начале учебного года, показало относительно равный уровень в показателях физического здоровья среди девочек и мальчиков контрольных и экспериментальных групп, при этом у мальчиков оценки полученных показателей на 0,6 – 1,3 балла выше, чем у девочек. Разница между показателями контрольной и экспериментальной группы не превысила 0,4 балла.

Через два месяца занятий показатель уровня физического здоровья у девочек экспериментальной группы увеличился на 1,5 балла, и ещё на 0,6 балла за следующий период занятий. У девочек контрольной группы отмечено повышение этого показателя на 0,6 балла лишь через шесть месяцев занятий. У мальчиков контрольной группы показатель уровня физического здоровья через три месяца занятий снизился на 0,3 балла, и лишь через шесть месяцев отмечено его увеличение на 0,8 балла. В экспериментальной группе этот показатель постоянно увеличивается: через три месяца занятий на 0,7 балла и еще на 1,0 балл за следующий период занятий.

По окончанию девяти месяцев занятий, изменения в показателях уровня физического здоровья наиболее выражен в экспериментальной группе как у девочек, так и у мальчиков. Так, в экспериментальной группе у девочек показатель увеличился на 1,2 балла в сравнении с показателями предыдущего периода и на 3,3 балла в сравнении с исходными данными. В контрольной группе у девочек за весь исследуемый период, в целом, увеличение показателей составило 1,3 балла. У мальчиков экспериментальной группы показатель уровня физического здоровья за последние три месяца занятий вырос на 0,9 балла, а с момента исходного тестирования на 2,6 балла, у мальчиков контрольной группы за весь исследуемый период увеличение показателя составило 0,8 балла.

Таким образом, в экспериментальной группе как у девочек, так и у мальчиков показатель уровня физического здоровья детей достиг границ выше 10 баллов, что соответствует «высокому» уровню, в то время как в контрольной группе девочек и мальчиков этот показатель составил 8,5 балла, то есть соответствует «среднему» уровню.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что проведение предварительного этапа закаливающих процедур с детьми первого года обучения, при организации занятий в условиях глубокого бассейна, способствует снижению количества пропусков занятий занимающимися по причине простудных заболеваний и повышению уровня физического здоровья.

Таблица №1

Анализ посещаемости занятий девочек и мальчиков контрольной и экспериментальной групп в отдельные периоды учебного года (количество пропущенных занятий, связанных с простудными заболеваниями, в % от общего количества занятий).

Периоды Сентябрь - ноябрь Декабрь - февраль Март - май
группы Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики
контрольная 25,6 22,1 38,4 35,7 22,8 24,6
экспериментальная 20,8 18,6 24,5 26,3 12,2 13,7
Определение функциональных проб с дозированной физической нагрузкой. У систематически занимающихся отмечается физиологическое урежение пульса до 60 и менее ударов в минуту. При этом сердечная мышца работает мощно и экономично.

Из приведенной (таблицы 2) видно, что на первом этапе сердечный ритм возвращался к исходным показателям в течение 5-6 минут, что говорит о низкой подготовленности занимающихся. Но в результате повышения физической нагрузки, ЧСС стала снижаться до исходных данных уже на 3-4 минутах.

Таким образом, в результате занятий плаванием в сердечно-сосудистой системе произошли положительные изменения (в виде усилия сократительной способности мышечной стенки сосудов и улучшение работы сердца), которые привели к более быстрому транспортированию крови насыщенной кислородом к периферическим участкам тела и внутренним органам, что способствует активизации общего обмена веществ.

В результате мы можем сказать, что улучшилась физическая подготовленность занимающихся и улучшение сердечного ритма, это свидетельствует об укреплении сердечно-сосудистой системы.

Таблица №2

Результаты функциональных проб с дозированной нагрузкой.

Восстановление Измерение ЧСС в начале эксперимента Измерение ЧСС в конце эксперимента
1 минута 120 уд/мин. 110 уд/мин.
2 минуты 115 уд/мин. 95 уд/мин.
3 минуты 110 уд/мин. 80 уд/мин.
4 минуты 90 уд/мин. 70 уд/мин.
5 минут 85 уд/мин.
6 минут 70 уд/мин.

Динамика изменения плавательной подготовленности и физического развития

В начале эксперимента и по окончанию эксперимента, проводилось исследование по следующим показателям: рост, вес, окружность грудной клетки, ЖЕЛ. Тестирование двигательной подготовленности: координационные способности в тесте бег 3х10м, силовая выносливость мышц брюшного пресса – сед из положения лёжа за 30сек, скоростной силы мышц ног – прыжок в длину с места. Тест на плавательную подготовленность (таблица 3, 4) (см. Приложение №4)

Полученные результаты были обработаны с использованием методов математической статистики.

По окончанию эксперимента отмечено улучшение данных показателей в % отношении. Дети, имеющие показатели ниже среднего роста, в соответствии с физиологическими показателями для данного возраста, повысили свои показатели до среднего, это говорит о том, что плавание способствует не только укреплению здоровья, но и повышению физических качеств организма детей. Также регулярные занятия физическими упражнениями и спортом способствуют усилению роста, влияя на толщину и длину костей, и влияют на рост организма в целом.

Из приведенной таблицы 3, 4 также видно, как увеличилась масса тела, за счет прироста мышечной массы. Это говорит о том, что тренировочный процесс был построен правильно.

С уверенностью можно сказать, что в процессе обучения в контрольной и экспериментальной группах увеличились функциональные возможности. Особенно выражены эти показатели у ребят экспериментальной группы. Мы можем говорить о достоверности только в том случае, если в результате математической обработки, определив некоторое число р, которое будет 0,05 (по таблице Стьюдента).

В данном случае можно сказать, что результаты не достоверны, так как эксперимент длился всего шесть месяцев. По истечению эксперимента мы видим, что все дети приобрели жизненно-важный навык. Если на начальном этапе ребята не умели плавать, то в заключение эксперимента свободно проплывали расстоянии 15 метров способом кроль на груди и кроль на спине. В этом случае результаты достоверны.

Таким образом,

  1. Раннее обучение плаванию способствует гармоничному развитию детей и положительно влияет на развитие всех систем организма: улучшает дыхание, кровообращение, укрепляет опорно-двигательный аппарат, благотворно сказывается на деятельности центральной нервной системы. Систематические занятия плаванием способствует формированию правильной осанки, прививают гигиенические навыки, закаливают организм, повышая его сопротивляемость различным простудным заболеваниям.
  2. Анализ показателей уровней физического развития, физической подготовленности и функционального состояния детей 7-8 лет, занимающихся плаванием, проведенный в начале обучения и в конце исследования, свидетельствует о том, что они стали значительно выше по таким параметрам как: развитие дыхательной и сердечно - сосудистой систем, уменьшение простудных заболеваний и овладением плавательной подготовки.

Практические рекомендации

  1. Для повышения сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды необходимо вырабатывать устойчивость организма к переохлаждению, использовать закаливание для оздоровления с раннего возраста.
  2. При обучении плаванию детей младшего школьного возраста необходимо учитывать возрастные особенности детей и использовать индивидуальный подход.
  3. Занятия в глубоком бассейне способствуют, на наш взгляд, эффективнее осваивать технику и учиться плавать.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - Б.А. Ашмарин. - М.; Физкультура и спорт, 1978, 15-30с.
  2. Амосов Н.М., Бендет Л.А. Физическая активность и сердце. - Н.М. Амосов. - Ки­ев: Здоровье, 1975 - 216 с.
  3. Адашковичене Э.И. Плавание. -Сборник статей: Физкульту­ра и спорт, 1992, 16-19 с.
  4. Бажуков С.М. Здоровье детей - общая забота (организация физи­ческого воспитания школьников по месту жительства). - М.: Физ­культура и спорт, 1987 - 186 с.
  5. Бакшеев М.Д. Специализированные восприятия в плавании. - Лекция - Омск: Сиб. ГАФК, 1995 - 21 с.
  6. Балясная Л.К. Лучше работать со школьниками по месту жительст­ва. - Народное образование, 1984 - №5.
  7. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого. - М.: Физкультура и спорт, 1988 - 132 с.
  8. Булах И.М. Плавание: от рождения до школы. - Мн.: Полымя, 1991- 106 с.
  9. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. - М.: Просвещение, 1986 - 146 с.

10. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. - М.:

Физ­культура и спорт, 1986 - 109 с.

11. Васильев B.C. Обучение детей плаванию. - М.: Физкультура и спорт, 1989 - 40 с.

12. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам. Младший возраст: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 1999 – 157 с.

13. Инясевский К.А., Никитский Б.Н. Тренировка пловца. Пособие для тренеров. С.: - П. 2000 – 135с.

14. Курамшин Ю.Ф., Поповский В.М. Найдите свой талант. - Л.: Лен- издат, 1987 - 130 с.

  1. Кубышкин В.И. Учите школьников плавать [Текст]/. - М.: Просвещение, 1988 - 112 с.
  2. Козлов А.В. Плавание доступно всем. - JI. Лениздат, 1987 - 130 с.
  3. Макаренко Л.П. Плавайте на здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 1988 - 288 с.
  4. Панкратьева Н.Е., Попов В.Ф., Шиленко Ю.В. Здоровье - социаль­ная целостность. - М.: Мысль, 1989 - 144 с.
  5. Петров Н.И. Физическая культура и школа. Теория и практика

фи­зической культуры, 1978 - №2.

  1. Пошевский С.А., Гук Е.П. Физкультура и закаливание в семье. - М.: Медицина, 1985 - 124 с.
  2. Программа для внешкольных учреждений, спортивные кружки. - М.: Просвещение, 1977 - 56 с.
  3. Семёнов Ю.Н. Навык плавания каждому. - М.: Физкультура и спорт 1983 - 144 с.
  4. Тонкова-Ямпольская Г.В., Черток Т.Н. Ради здоровья детей. - М. Просвещение, 1985 - 156 с.
  5. Тимофеева Е.А., Осичкина Т.И. обучение плавания в детском саду. – М.: Просвящение, 2001 – 86 с.
  6. Фирсов З.П. Плавание для всех. - М.: Физкультура и спорт, 1988 - 130 с.
  7. Чусов Ю.Н. Закаливание школьников. - М.: Просвещение, 1985 - 128 с.

Приложение №1

КОМПЛЕКС ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА СУШЕ

ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ №1

  1. 1. Бег на месте с высоко поднятыми коленями, руки вытянуты вверх ладонями вперёд (голова между руками). Повторить 3 раза по 30 с в чередовании с обычной ходьбой на месте.
  2. 2. И. п. – стоя, одна рука вверх, другая вниз, вращение рук вперёд. То же назад (здесь и далее повторять 12-15 раз).
  3. 3. И. п. – стоя ноги врозь, руки вытянуты вверх. Наклоны влево и вправо, вперёд-назад.
  4. 4. И. п. – лёжа в упоре, ноги вместе. Прыжком развести ноги в стороны, прыжком вернуться в и. п.
  5. 5. И. п. – сед углом с опорой руками сзади. Попеременные движения прямыми ногами вверх и вниз.
  6. 6. И. п. – стоя, руки вытянуты вверх ладонями вперёд (голова между руками), кисти соединены. Приседания и вставания на всей ступне, сохраняя и. п. рук и туловища.
  7. 7. Имитационные упражнения: стоя спиной к стене (вплотную), руки вытянуты вверх ладонями вперёд (голова между руками), кисти соединены, встать на носки, потянуться вверх, глядя на кисти рук, и, прижимаясь руками и спиной к стене, напрячь мышцы тела на 3-4 с, как во время скольжения в воде (повторить 5 раз, в чередовании с расслаблением мышц и глубоким дыханием); проимитировать первый вариант дыхания в сочетании с приседаниями и выпрыгиваниями.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ №2

  1. 1. И. п. – Стоя, одна рука вверх, другая вниз, в ладонях зажаты хоккейные шайбы. Вращение рук вперёд с постепенным повышением темпа движений; то же, но вращение рук назад (здесь и далее каждое упражнение повторять 12-15 раз).
  2. 2. И. п. то же, что и в упр. 1. Рывки назад до отказа со сменой и. п. рук.
  3. 3. И. п. – лёжа на груди (на коврике), руки вытянуты вперёд. Прогнуться и выполнять попеременные движения прямыми ногами, как при плавании кролем.
  4. 4. И. п. – лёжа в упоре сзади. Пружинящие движения животом и тазом вверх до отказа.
  5. 5. Выпрыгивание вверх из приседа или полуприседа, руки вытянуты вверх, голова между руками.
  6. 6. И. п. – сидя на пятках (на коврике). Покачивания вперёд-назад на стопах, отрывая колени как можно выше от пола.
  7. 7. Имитация гребков руками, как при плавании кролем на груди, стоя в наклоне вперёд и растягивая резиновый амортизатор (повторить 3-4 раза по 15 «гребков»).
  8. 8. И. п. – стоя, одна рука вытянута вверх, другая прижата к туловищу. Имитация дыхания, как при скольжении, с поворотом головы для вдоха в сторону прижатой руки; то же, но в сочетании с имитацией движений ногами кролем (притопыванием на месте).

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ №3

  1. 1. И. п. – стоя. Вращение рук вперёд (в ладонях зажаты хоккейные шайбы) с одновременными прыжками на двух ногах; то же, но вращение рук назад (здесь и далее повторять 15 раз).
  2. 2. И. п. – стоя. Выкрут прямых рук назад и вперёд (руки захватывают концы натянутого шнура - чем уже хват, тем эффективнее упражнение).
  3. 3. И. п. – лёжа на груди (на коврике), руки вытянуты вперёд. Прогнуться, отрывая руки и ноги от пола, выполнить непрерывные рывки вверх до отказа левой рукой и правой ногой одновременно, затем правой рукой и левой ногой одновременно и т.д.
  4. 4. И. п. – сидя на пятках (на коврике). Покачивание вперёд-назад на стопах, отрывая колени как можно выше от пола.
  5. 5. И. п. – стоя ноги на ширине плеч, носки стоп развёрнуты до отказа в стороны. Приседания на всей ступне, держась рукой за стенку.
  6. 6. Имитация стартового прыжка с тумбочки (выпрыгивание вверх).
  7. 7. Стоя в наклоне вперёд и растягивая резиновый амортизатор. И. п. – имитация гребков руками, как при плавании дельфином.

Приложение №2

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ, СПЕЦИАЛЬНЫЕ И ИМИТАЦИОННЫЕ ПЛАВАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнения для совершенствовании в плавании кролем на груди

  1. 1. Ходьба, бег, прыжки, приседания на месте и в движении.
  2. 2. Сесть, согнуть одну ногу, взяться руками за пятку и носок стопы и вращать её вправо и влево.
  3. 3. Сесть, упереться руками сзади, ноги выпрямить, носки оттянуть. Сначала выполнять ногами скрёстные движения, затем как при плавании кролем (ноги высоко не поднимать, выполнять движения от бедра, в быстром темпе).
  4. 4. Встать, руки вверх, кисти вместе; подняться на носки, вытянуться вверх, напрячь все мышцы, затем расслабиться (повторить 3-5 раз).
  5. 5. Встать, согнуть руки в локтях, кисти к плечам. Круговые движения руками вперёд, назад. Руки двигаются одновременно и попеременно.
  6. 6. «Мельница» - вращение руками поочерёдно и одновременно в положении стоя, с притоптыванием и без него, на месте и с продвижением вперёд.
  7. 7. То же упражнение в положении наклонившись вперёд.
  8. 8. То же упражнение с резиновыми лентами.
  9. 9. В том же положении движения рук как при плавании кролем на груди с различными вариантами дыхания.
  10. 10. То же упражнение с продвижением вперёд.

Упражнения для совершенствования в плавании кролем на спине

Можно выполнять все перечисленные упражнения для кроля на груди, а также:

  1. 1. Вращение прямыми руками назад («мельница») с постепенным увеличением темпа.
    1. 2. В упоре лёжа сзади на предплечьях имитация движений ног при плавании кролем на спине.

Упражнения для совершенствования в плавании дельфином

  1. 1. Ходьба, бег, прыжки.
  2. 2. Руки на поясе; круговые движения тазом вправо, влево.
  3. 3. Вращение металлического или пластмассового обруча на талии и бёдрах.
  4. 4. Движение руками как при плавании дельфином, с амортизаторами и без них.
  5. 5. Упражнения для согласования движений: руки вверху, одновременные движения тазом и животом, как при плавании дельфином.
  6. 6. Повторить то же движение с опущенными вниз руками.
  7. 7. Наклониться вперёд, руки в упоре о стенку (гимнастическую стенку) на уровне плеч; таз поднять, плечи опустить, ноги прямые. И, наоборот, гребок руками, плечи поднять, таз опустить.
  8. 8. Повторить то же с движением как при плавании дельфином (вдох выполняется в конце гребка в ритме колебаний туловища).

Упражнения для совершенствования в плавании брассом

  1. 1. Ходьба, бег, прыжки, наклоны.
  2. 2. Повороты туловища в стороны.
  3. 3. В положении наклонившись вперёд – движения руками как при плавании брассом.
  4. 4. В положении сидя, руки в упоре сзади, делать движения ногами как при плавании брассом.
  5. 5. Стартовый прыжок – по команде «Марш!» сделать прыжок вверх с махом руками вперёд-вверх и толчком ног, в полёте соединить руки над головой.

Приложение №3

ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ УМЕНИЯ ВЫПОЛНЯТЬ ПРЫЖКИ В ГЛУБОКОЙ ВОДЕ

  1. 1. Оловянный солдатик. Дети выполняют прыжок «солдатиком», стараясь пролететь в воздухе как можно дальше.
  2. 2. Все вместе. Занимающиеся становятся в шеренгу по одному на бортике бассейна на расстоянии 1м друг от друга. По команде все одновременно выполняют соскок вниз ногами.
  3. 3. Самолёт. Выполняется прыжок руки в стороны с бортика бассейна.
  4. 4. Боксёр. Прыжок с имитацией руками движений боксёра.
  5. 5. Велосипедист. Прыжок с имитацией ногами движений велосипедиста.
  6. 6. Слон. Прыжок, держа правую кисть у кончика носа, отведя левую руку в сторону.
  7. 7. Лосось. Прыжок в воду правым или левым боком, держа руки вверх.
  8. 8. Чебурашка. Прыжок, держа руки на затылке.
  9. 9. Вертушка. Прыжок, отведя руки в сторону, с поворотом на 180-360гр.
  10. 10. Цепочка. Поочерёдные прыжки, взявшись за руки.
  11. 11. Ракеты. Стартовый прыжок.
  12. 12. Прыжок в группировке. Из и. п. стоя с вытянутыми вверх руками с силой оттолкнуться и сделать прыжок, сгруппировавшись.

Приложение №4

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕХНИКИ ОСНОВНЫХ ПЛАВАТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ

Оценка техники движений производится по наиболее существенным ошибкам, допускаемым занимающимися. Существенные ошибки – это значительные отклонения от нужных пространственных, силовых или временных параметров выполняемого движения, пропуски отдельных элементов, вызывающие нарушения общей структуры движений. Каждая такая ошибка снижает оценку на 1 балл (по пятибалльной системе).

Ниже перечислены основные плавательные движения и существенные ошибки в их выполнении.

Скольжение на груди: чрезмерное прогибание туловища (высокий подъём головы и плеч).

Скольжение на спине: сгибание туловища в поясничной области (скольжение «сидя»); погиб туловища в поясничной области (голова сильно запрокинута назад).

Движения руками при плавании кролем на груди: отставание предплечья и кисти во время гребка (глажение); гребок в сторону от туловища; неполный гребок; опускание руки на воду локтём вниз.

Движения руками при плавании кролем на спине: неполный (короткий) гребок; отставание предплечья и кисти во время гребка (глажение); повороты туловища в сторону гребущей руки; глубокий гребок.

Движения руками при плавании брассом: широкий гребок; глубокий гребок; руки недостаточно вытягиваются вперёд в конце гребка.

Движения руками при плавании дельфином: неполный (короткий) гребок; опускание руки с локтя; касание воды при проносе рук по воздуху.

Движения ногами при плавании кролем на груди: чрезмерное сгибание ног только в коленных суставах; чрезмерное сгибание ног только в тазобедренных суставах; ноги широко расставлены или находятся глубоко в воде; слишком большая или малая амплитуда движений.

Движения ногами при плавании кролем на спине: низкая (высокая) работа ног; повороты туловища (перекатывания с бока на бок).

Движения ногами при плавании брассом: несимметричные движения; чрезмерное подтягивание ног под грудь; недостаточное разведение стоп наружу при толчке ногами; преждевременное разведение стоп наружу; слабая заключительная фаза толчка.

Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании кролем на груди: отклонения от средней линии; вращение тела; остановка руки в начале и конце гребка; неправильная координация движений рук и дыхания (неполный выдох и ранний вдох); низкое (высокое) положение головы.

Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании кролем на спине: остановка рук после гребка у бедра; широкое вкладывание рук в воду; неритмичное дыхание.

Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании брассом: неправильная координация движений рук и ног; пауза во время гребка.

Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании дельфином: неправильная координация рук и ног; заныривание после гребка.

Стартовый прыжок: слабый толчок руками; сильно согнуты ноги в коленных суставах при входе в воду; сильно разведены ноги при входе в воду; глубокий вдох в воду.

При старте из воды (кролем на спине): чрезмерно высокий подъём тела на старте; слабый толчок ногами от стенки.

Повороты при плавании кролем: «подбирание» руки; далёкий или близкий подход к повороту; плохая группировка во время поворота.

Повороты при плавании брассом, дельфином: медленное выполнение поворота; высокий выход из воды после поворота; касание стенки одной рукой.

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.